26.07.2004
На поиски святого источника
На следующее утро брат хозяйки дядя Слава со своей дочкой – бойкой девчонкой Леной – повели своих гостей, и нас в том числе, на восхождение в горы к развалинам старой крепости, которую в свое время не смог взять Александр Македонский. Мы вышли в 6 утра и одолевали крутой подъем по каменистой местности, наслаждаясь по-утреннему прохладным горным воздухом и открывающимися видами на монастырь и бескрайнее море. Дядя Слава шел впереди и показывал нам гранатовые и апельсиновые деревья, инжир, рассказывал о том, какой была Абхазия раньше. Сам он родился и вырос в этих местах, а во время войны ему пришлось забрать своих детей и переехать в Ростов на Дону. Теперь уже второй год он приезжает сюда отдыхать к матери и сестре со своими детьми, которые уже даже не помнят этих мест, где родились. Он протягивает руку, показывает мне на пустые склоны гор и рассказывает, какие здесь раньше были виноградники и фруктовые сады, как много здесь жило людей, а теперь все пришло в запустение, одни куры да петухи ходят... На другом склоне показывает место, которое называется котлы и представляет собой впадины, заполненные водой и сообщающиеся между собой под землей. Посмеиваясь, он рассказывает историю о том, как его друг-тяжелоатлет в панике бросил чан с шашлыком, когда узнал, что рядом с котлами водятся змеи. Рассказывал про монастырь и о том, как царица Екатерина подарила монахам первый в России паровоз. «Вот здесь он ходил как музейный экспонат, - говорит он и показывает на вершину холма, - теперь ничего, ничего уже нет...» Я смотрю на этого уже не молодого человека и понимаю, как сильно он любит свою родину и как не может спокойно смотреть теперь, спустя столько лет, на то, что сотворила с ней война.
На гору ведет каменистая тропа с двенадцатью поворотами по числу апостолов. Восхождение наверх считается богоугодным делом. Сюда периодически совершается крестных ход, а также восхождение отдельных паломников, падающих на колени и крестящихся на каждом повороте. «Вот мы молодцы, какое дело сделали!» - восклицает дядя Слава, как только мы достигаем полуразрушенных башен старой крепости. Наверху привал, и по старой традиции нужно перекусить и испить воды из высокогорного святого источника. Мы едим сыр и печенье, зачерпываем большим черпаком воду из зарешеченного окошка и любуемся панорамой Нового Афона, открывающейся с вершины. Шторм прекратился, море, совершенно лишенное волн, искрится и переливается в лучах восходящего солнца. Эти картины не возможно передать, не увидев.
Вода из источника не портится, поскольку имеет примесь серебра. По словам дяди Славы раньше она была ледяной до той поры, пока в источник не спустились водолазы, чтобы выяснить, почему так происходит. Не известно, что они там нарушили, но после этого вода стала обыкновенной.
Спускаемся мы по другому склону и, достигнув подножия, купаемся в горной речке, температура которой и зимой и летом остается постоянной – 15 градусов. Не смотря на то, что восхождение требует напряжения сил, после купания чувствуешь себя бодрым и готовым к новым приключениям.
Кто прибыл в Новый Афон, обязательно должен посетить три важных места – монастырь, святой источник и знаменитые на весь мир пещеры «Анакопия». И вот вечером того же дня мы с Пашей решаем спуститься в пещеры.
В 1961 году они совершенно случайно были обнаружены местным жителем, и представляют собой огромные подземные залы с причудливыми природными узорами, сталактитами и сталагмитами. В 70-х годах здесь уже был создан советский музей, который существует до сих пор и является главным местом, притягивающим туристов со всей округи. В городе даже появился термин «Пещерный день» - когда город наполняется автобусами с туристами со всех окрестных городов. За сто рублей пещерное метро перевозит вас в подземелье, откуда начинается экскурсия по подземному миру. Всего показывают шесть залов, каждый из которых открывает неповторимую картину из жизни горных пород. Чувствуется приятный контраст, когда из раскаленного солнцем города попадаешь в прохладные объятья подземелья.