25.07.2004
Обращение в монахи
Отдохну двое суток в Гантиади и отчаявшись отыскать родственников, утром мы отбыли в Новый Афон, где по плану Овера мы должны были поселиться в Новоафонском монастыре, который принимает паломников до трех суток. И вот на восьмой день наших скитаний мы высадились в очередном незнакомом городе и, размышляя о Боге и житии святых, принялись искать дорогу в монастырь. Встретившийся местный житель – веселый старичок с косой – ободрил нас, сказав, что там нас даже покормят. Монастырь располагался на горе, и туда вела крутая извилистая дорога, вдоль которой продавали фрукты и вино в бутылях, известных по кино «Кавказская пленница» под названием «Что здесь пить-то». Поднявшись наверх со своим грузом, мы устроили привал, и пока Pavel39 сидел с сумками, я отправился на разведку. В монастыре был день посещений, и толпы туристов заполняли храм, украшенный множеством восхитительных фресок на библейские темы. Побродив по монастырю и посмотрев, как тут живут, поселиться там я так и не решился. Посовещавшись, мы решили отложить обращение в монахи и найти жилье своими силами.
Сначала мы нашли единственную уцелевшую гостиницу – пансионат Кабардино-балкарского государственного университета. Стоимость номера – 200 рублей с человека в сутки. Зайдя внутрь, мы поняли, что со времен войны его видимо даже не побелили. Две кровати и занавеска, полуразрушенный санузел, к тому же, без горячей воды. Все это изрядно меня расстроило, однако, побродив по частному сектору, мы очень быстро нашли себе жилье со всеми удобствами за 70 рублей с души у дружелюбной хозяйки Татьяны. Директор пансионата вернула нам деньги, сказав, что понимает, что это столько не стоит, и пожелала удачного отдыха, а также предложила питаться в их столовой, что мы и сделали. Кормили здесь неплохо, плотно пообедать можно было за 70-100 рублей.
Решив оргвопросы, мы быстро адаптировались в городе. Городок оказался очень красивым, с пышной растительностью, множеством кафе, своим историко-архитектурным заповедником, музеем боевой славы с книгами о том, как Шеварднадзе развязал кровавую войну, и множеством иных достопримечательностей. Как и везде, много руин и заброшенных зданий. Как рассказывала Татьяна и ее брат дядя Слава, Афон во время войны не бомбили, так как там расположен монастырь и это обстоятельство вызвало возмущение всех глав западной церкви. Все турбазы и пансионаты попросту были разграблены и пришли в запустение. Но, не смотря на это, все руины в городе давно проданы и поделены. Что-то скупили москвичи, что-то местные, что-то осталось в собственности государства. Но никаких восстановительных работ не проводится – никто не решается вкладывать деньги, не будучи уверенным, что военные годы уже позади. Единственное, что было полностью восстановлено – так называемая Госдача. Здесь раньше располагалась дача Сталина и Хрущева, теперь москвичи сделали на ее основе пансионат, и уже не первый год сюда прилетают отдыхающие из столицы, с некоторыми из которых нам удалось познакомиться.
Серьезной проблемой для нас стала сотовая связь. Во-первых наши билайновские телефоны потребовали роуминга через мегафон, а во-вторых связь была только в монастыре и на пристани, куда приходилось прогуливаться, чтобы позвонить. А нам нужно было поддерживать связь с домом, с Овером и с Алиссой, которая не согласилась ехать с нами, но все время переживала и скидывала сообщение «Vi eshe jivi?» Однажды ночью в поезде Овер видимо случайно нажал на телефон и автоматом набрал номер Алиссы, а она потом всю ночь недоумевала, что с нами случилось. Родители дома следили за моими перемещениями по карте.